«Квартет на конец времени» – мультимедийный проект, посвященный произведению Оливье Мессиана и состоящий из двух взаимообусловленных частей. Первая представляет собой концерт, на котором слушателям и будущим зрителям в формате академического исполнения дается возможность послушать квартет. Вторая часть, в свою очередь, является видеоинсталляцией, тематически «реконструирующей» принципы музыкальной композиции произведения Мессиана при помощи метрономов, видео, фотографий, различных органических и искусственных материалов и фактур, а также освещения. Составной характер позволяет с определенной долей условности отнести проект к жанру «театрального видеоперформанса».
Зритель уже неосознанно привык, что мультимедийные проекты, будь то очередное биеннале современного искусства, музейная выставочная программа или фестиваль индустрии развлечений задействуют маркетинговые стратегии вовлечения аудитории. Таким образом, совершение индивидуального усилия кажется ему необязательным, нестоящим затрат действием. Задача проекта, поэтому, состоит в том, чтобы показать зрителю механизмы мультимедиа не только со стороны сферы коммерческой реализации, но и со стороны способности человека создавать универсальные картины мира и воображать их возможный крах. Выражение одного языка посредством другого (в нашем случае музыкальной композиции через язык визуальных образов) – то необходимое кредо медиаискусства, которое Петер Вайбель назвал «эмансипацией аудитории» - стремлением уйти от «симуляции».
Размещенная в салоне самолета, инсталляция организуется по ключевому принципу музыки Мессиана - тотальному сериализму. Музыка квартета представляет собой последовательность серий из определенных нот, длительностей этих нот и их же громкости, причем, ни один из элементов серии не может повториться, пока не проиграются все остальные. Этот же принцип воспроизводится в каждой из частей инсталляции: одни отвечают за механическое воспроизведение композиции – метрономы и аудиозапись, другие обеспечивают пространство экзистенциального приобщения к эсхатологическому мироощущению и пантеистическим идеям Мессиана.
Ожидание конца мира и мистическая визионерская фантазия утраты всего сущего как будто лишаются естественной оболочки привычного представления о больших историях – эпопеях, рассказанных с опорой на завоевания цивилизации и регулярность социального порядка. История здесь рассказывается в тональном регистре птиц – демиургов музыки Мессиана. От свободно парящих, свободных и пернатых кочевников до управляемых и терпящих катастрофу стальных машин прокладывается путь к мышлению современного человека, захваченного сериальными повторами глобального капитализма, зрелищем террористических атак и безотчетным страхом лишится и без того мнимой защиты.
Куратор: Ольга Шишко